Направления деятельности

Автоматизация производственных и управленческих процессов

Основная цель стратегии цифрового развития «Татнефти» – сокращение издержек, повышение конкурентоспособности, эффективности инвестиций. В этом направлении сегодня решается множество задач.

В секторе нефтедобычи - это качественное сценарное бизнес-планирование, которое основано на эффективном подсчете запасов, контроле разработки скважин и своевременных мероприятиях по интенсификации добычи. В нефтепереработке - регулирование работы производственных установок в зависимости от запросов потребителей и формирование продуктовой корзины, приносящей максимальный доход. В части шинной продукции - роботизация и автоматизация производственных процессов. В области реализации нефти и нефтепродуктов - переход на электронные каналы сбыта и мобильные приложения для покупателей топлива на АЗС. На общекорпоративном уровне Компания создает цифровые решения для управления техобслуживанием производственных установок, для контроля за исполнением бизнес-планов и мониторинга производственных показателей.

Информационно-техническая поддержка пользователей

Основная задача по данному направлению - обеспечить бесперебойную работу более 25 тыс. пользователей, которые ежедневно используют ИТ решения для выполнения производственных задач.

Управление информационно-технической поддержки оказывает услуги обучения и консультации пользователей, занимается настройками прав доступа, ведением справочников, изменением настроек программного обеспечения.

На платформе Creatio создана единая точка входа для всех сервисов, оказываемых как собственными силами так и внешними подрядчиками. Внедрение Creatio позволило создать омниканальный мультисорсный контакт-центр для обработки обращений сотрудников холдинга. Так, интеграция с почтовым сервером и телефонией, а также работа портала самообслуживания позволяют пользователям оставлять заявки удобным для них способом, при этом все обращения фиксируются и распределяются в единой программной среде, что упрощает их обработку, контроль и анализ.

Это обеспечивает прозрачность услуг, фиксацию обращений и инцидентов, а также позволяет анализировать нагрузку и трудоемкость, влиять на стоимость и объем работ подрядных организаций. Средняя оценка качества исполнения заявок составляет 4,6 по 5-бальной шкале.

Разработка программного обеспечения

В "Татнефти" создано и внедрено множество информационных систем и программных продуктов. Сейчас перед нами стоит задача интегрировать их в единую цифровую платформу. Для каждой системы и специализированного инструмента разрабатываются интерфейсы, которые позволяют организовать между ними обмен информацией. Новые функциональные модули реализуются в виде отдельных сервисов, которые могут быть повторно использованы или легко заменены, так называемые микросервисы.

Для хранения данных начаты работы по созданию озера данных. При этом акцент делается на opensource решениях и отечественном программном обеспечении. В 2020 году выполнены пилотные работы по апробации инструментов управления данными и созданы прототипы аналитических инструментов работы с данными (инфокубы).

Сетевая и сервисная инфраструктура

Вычислительная инфраструктура автоматизированных рабочих мест – основа современной компании. В рамках обеспечения ее бесперебойного функционирования осуществляется комплексное администрирование аппаратной и программной частей вычислительной и печатной инфраструктуры, управление техническим оснащением и материальным обеспечением автоматизированных рабочих мест, централизованный учет активов и обеспечение информационной безопасности вычислительных систем пользователей.

Сервисным обслуживанием охвачено более 15 тысяч рабочих мест предприятий Группы «Татнефть» и сторонних организаций. Системные администраторы обеспечивают работоспособность порядка 30 программных комплексов на основе различных платформ 1С, СУЗД, ШЕРП, ALFA hrms, Power BI, "Татнефть-Нефтедобыча" и других информационных систем. Ежемесячно выполняется свыше 6,5 тысяч обращений пользователей.

На базе ЦОД функционирует более 1500 корпоративных информационных систем. Порядка 6 тыс. пользователей подключены к различным корпоративным информационным системам. Введено в корпоративный контур инфраструктурных сервисов более 100 предприятий.

География предоставления услуг – Юго-восток Республики Татарстан, г. Казань, г. Тольятти, г. Москва.

Информационная безопасность

В рамках обеспечения кибербезопасности Группы «Татнефть» выполняется комплекс мероприятий по защите информационных ресурсов, противодействию вирусным и кибератакам, фильтрации спам – рассылок, защите значимых объектов критической информационной инфраструктуры и персональных данных.

Агрессивное давление на системы информационной безопасности Группы Компаний «Татнефть» значительно возросло, что потребовало очень быстрого обновления систем безопасности, введения новых технологий и отказа от традиционных схем обеспечения информационной безопасности.

Помимо оперативной работы в условиях наращиваемой вредоносной активности в отношении информационных ресурсов Группы «Татнефть» руководством Компании поставлены задачи по реализации процессов замещения импортных решений на отечественные.

В сжатые сроки были разработаны и уже реализуются мероприятия, направленных на снижение угроз и обеспечение непрерывности деятельности предприятия, а именно:
- повышение устойчивости корпоративной сети;
- повышение устойчивости каналов связи;
- повышение устойчивости серверной инфраструктуры;
- защита данных пользователей;
- защита зарубежных структурных подразделений/предприятий;
- реакция на уход производителей программного и аппаратного обеспечения.